Цифровой усилитель цап с мощным выходом. Высококачественный USB-ЦАП с усилителем для наушников Fostex HP-A8mk2: удачное обновление модели Fostex HP-A8C

Интегральный стереоусилитель с ЦАПом

Интегральный стерео усилитель Denon PMA-800NE основывается на технологиях флагманского усилителя PMA-2500NE и использует фирменные высокотоковые транзисторы Denon Advanced High Current, которые обеспечивают мощность в 85 Вт на канал и способны мастерски воспроизводить полный звуковой диапазон любых музыкальных стилей, от тонких музыкальных нюансов джазовых исполнителей до мощных кульминаций симфонического оркестра.

Усилитель имеет встроенный фонокорректор ММ/МС для подключения проигрывателя виниловых дисков и встроенный цифро-аналоговый преобразователь с поддержкой аудио высокого разрешения до 192кГц/24бит. Для подключения различных источников звука PMA-800NE имеет три оптических и один коаксиальный цифровой вход. В режиме Analog Mode цифровую секцию усилителя можно отключить, чтобы минимизировать наводки и получить наилучшее качество звука.
.

Основные характеристики


Качественные комплектующие и новые технологии

При создании PMA-800NE, инженеры Denon выбирали только самые лучшие компоненты и использовали технологии флагманских моделей усилителей Denon. Наслаждайтесь исключительным качеством звука, свойственным всем Hi-Fi продуктам Denon.

Аналоговый режим

Аналоговый режим позволяет отключить цифровые цепи усилителя при прослушивании аналогового источника. Это поможет избежать взаимных наводок и повысить чистоту и детальность звука. ..

Фонокорректор ММ/МС

PMA-800NE имеет на борту встроенный фонокорректор, который поддерживает как MM, так и MC-картриджи. Этот фонокорректор имеет высокий коэффициент усиления и обеспечивает высокое качество звука и возможность подключить проигрыватель виниловых дисков.

Прочное и вибростойкое шасси

Вибростойкая конструкция щасси усилителя уменьшает нежелательные вибрации, влияющие на звук. Силовой трансформатор - самый большой источник вибрации среди компонентов усилителя - закреплен через стальную пластину толщиной 1,6 мм. Благодаря мощному и прочному шасси и надежно закрепленному трансформатору, вибрации шасси усилителя снижается и это позволяет получить чистый и натуральный звук.

Оптический и коаксиальный цифровые входы

PMA-800NE имеет три оптических и один коаксиальный входы с поддержкой сигналов PCM до 192 кГц / 24 бит. Эти цифровые входы помогут улучшить качество звука вашего телевизора, Blu-Ray-проигрывателя, игровых приставок и других мультимедиа-устройств. Также, через оптический порт, вы можете подключить ваш компьютер.

Мощный трансформатор

100 лет инноваций в звуке

Основанная в 1910 году, компания Denon имеет глубоки корни в мире аудио. Компания была первым производителем аудио в Японии и первой в мире выпустила коммерческую партию компакт-дисков. Целенаправленное инвестирование в разработку новых технологий гарантирует, что вы получите новейшие технологии и высокое качество каждого продукта.

Полный стереоусилитель, который еще недавно казался аналоговой крепостью, незыблемо противостоящей атакам цифровых технологий, начинает перенимать некоторые навыки у многоканального собрата, AV-ресивера. Сначала он обогатился ЦАПом, а вскоре очередь дошла до интерфейса USB, позволяющего работать напрямую с компьютером или сервером. Групповой тест; таких аппаратов — премьера на страницах нашего журнала.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Как показывают результаты тестирования ЦАП-усилителей, вживить цифровой тракт в устройство, работающее в том числе и с высокоуровневыми сигналами, — задача непростая (нужна надежная защита от помех и наводок), по-этому мы в первую очередь оценивали качество симбиоза цифры и аналога. Затем в расчет принимались возможности работы с цифровыми носителями (чтение файлов высокого разрешения и пр.). Не были оставлены без внимания и эргономические показатели (раскладка пульта ДУ, качество и расположение органов управления на фасаде).

КОНСТРУКЦИЯ

Единственный делегат от итальянской аудиоиндустрии принадлежит к линейке аппаратов ArmoniA, обладающих максимальным, по стандартам фирмы, соотношением качество/цена. Важной особенностью Fortissimo является фонокорректор класса High End с отдельным источником питания. Поддерживается сигнал с ММ- или МС-картриджа, выбирается нужный уровень входного сопротивления и предварительного усиления (Gain). Есть коаксиальный вход/выход для создания сквозного канала по цифре плюс оптический вход. Также имеются четыре линейных стереовхода и выход (нерегулируемый, для записи на магнитофон). В угоду аудиофилам фирма снабдила усилитель и балансной шиной, однако в инструкции целый абзац посвящен тому, что в домашних условиях использовать ее нецелесообразно. Громкость регулируется посредством референсной микросхемы Burr Brown PGA2320. Выходные каскады выполнены по новой для фирмы технологии, исключающей образование кратных гармоник. Для этого были тщательно разработаны цепи смещения (в том числе и с учетом температурного дрейфа характеристик транзисторов), а сами транзисторы подбирались по параметрам вручную. Многое было сделано для минимизации путей прохождения сигнала (в частности, применена четырехслойная печатная плата, что также позволило увеличить площадь дорожек, подводящих питающее напряжение, и тем самым повысить эффективность работы схемы).

ФУНКЦИИ

Сигнал с любого аналогового источника можно перевести в цифровой вид и записать на компьютер — предусмотрены высококлассный АЦП и порт USB В (параметры оцифровки соответствуют CD-DA). Все цифровые входы воспринимают поток до 24/192, но с USB-шины читаются файлы с разрешением не выше 16/48, поэтому никаких драйверов на компьютер устанавливать не нужно. Один из линейных входов переводится в режим bypass и становится нерегулируемым (полезно, если усилитель работает в составе многоканальной аудиосистемы, где громкость регулируется через AV-процессор).


УПРАВЛЕНИЕ


Центральное место на фасаде занимает многофункциональный регулятор. По нажатии на него выбирается вход, при повороте изменяется громкость. Активный вход и уровень выходного сигнала индицируется светодиодами. Для подключения внешнего плеера предусмотрен мини-джек 3,5 мм; справа расположен телефонный выход 6,3 мм.


Подарок тем, кто желает перевести свою LP-коллекцию на CD и убежден: полный усилитель должен работать практически с любым источником аудиоданных, гарантируя качественное воспроизведение во всех случаях.

КОНСТРУКЦИЯ


Усилитель С375ВЕЕ мы протестировали ровно 3 года назад, а сегодня представляем его модификацию со встроенным ЦАПом. Внешность аппарата осталась прежней, без особых претензий на эксклюзив. Дизайн тяготеет к традиционному для фирмы NAD: на пепельносером фасаде сложного профиля все органы управления — круглые. Это шеренга кнопок, обеспечивающих прямой доступ к источникам, а также регуляторы НЧ/ ВЧ-тембров, баланса и громкости. Дисплей отсутствует, о силе звука можно судить по расположению светодиода на большой поворотной рукояти. Для любителей чистого звучания предусмотрена кнопка Tone Defeat, отключающая темброблоки. В наличии выход на наушники и возможность работать с двумя парами колонок. Такая раскладка навевала бы ностальгию, если бы не два вполне современных момента: на фасаде имеется мини-джек для подключения портативного плеера, а также индикатор работы в мостовом режиме. При взгляде на заднюю панель бросается в глаза гнездо интерфейса RS-232, позволяющее вписать усилитель в многокомнатный развлекательный комплекс под управлением компьютера. Рядом с блоком ЦАПа (оптика и USB В) находится посадочное место для модуля Phono-корректора. Имеются два выхода с предусилителя (один свободный, второй соединен перемычкой с каскадами усиления мощности). Внутри корпуса доминирует тороидальный трансформатор. Он расположен в центре, физически отделяя один канал усиления от другого, что снижает взаимопроникновение. В выходных каскадах применяется цепь подавления помех, разработанная легендарным Бьорном Эриком Эдвардсеном (отсюда индекс ВЕЕ в названии аппарата).

ФУНКЦИИ

Усилитель переводится в мостовой режим (тумблер — на тыловой панели); при подключении внешнего мощника можно отрегулировать уровень предварительного усиления. Предусмотрен режим Soft Clipping (чтобы исключить перегрузку АС на высокой громкости). Файлы с разрешением выше 24/96 читаются только по оптике, однако для правильной работы асинхронного USB-порта на компьютер необходимо загрузить фирменный драйвер


УПРАВЛЕНИЕ


С фасада доступны все функции, кроме Soft Clipping, мостового режима и переключения с оптического входа на USB (это возможно только с тыловой панели, что не совсем удобно).


РЕКОМЕНДАЦИИ


Своеобразные коммуникативные возможности делают усилитель желанным приобретением для тех, кто намеревается создать управляемый компьютером комплекс домашних развлечений или нацеливается на покупку LP-проигрывателя, а файлы 24/192 считает явным перебором.

КОНСТРУКЦИЯ

В предыдущем номере мы тестировали полноразмерный интегральник Peachtree Grand Integrated, а в «групповой забег» эта молодая американская фирма выставила модель компактную, но изготовленную, как говорится, по тем же лекалам. Судите сами: на передней панели, кроме великолепной восьмерки кнопок прямого доступа к источникам и поворотного регулятора громкости, имеется выход на наушники, подсвечиваемая клавиша включения, а также знакомый по Grand Integrated иллюминатор, за которым установлена лампа российского производства — двойной триод 6Н1П, работающий в буферном (входном) каскаде предварительного усилителя и на головные телефоны. На верхнюю крышку вынесен док для i-устройств. Задняя панель густо населена: гальванический развязанный с блоком питания порт USB В, по два оптических и коаксиальных входа цифры плюс три линейных аналоговых входа, причем один можно сделать нерегулируемым (полезно при работе в многоканальной системе, когда громкость регулируется через AV-ресивер), а также вход/выход внешнего ИК-датчика и переключатель выходного фильтра. Цифроаналоговый преобразователь основан на высококлассной 32-битной микросхеме ES9016 от престижной фирмы Sabre, в выходных каскадах усилительного тракта стоят мощные MOSFET-транзисторы, обеспечивающие 80 Вт/кан., и конденсаторы аудиофильского качества. Источником питания служит тороидальный трансформатор с раздельными обмотками для аналоговых и цифровых цепей, усилитель для наушников работает в классе А.

ФУНКЦИИ

Перед поступлением на ЦАП данные заново синхронизируются с точностью до 3 пс, что позволяет радикально снизить джиттер. Пользователю предоставляется на выбор два варианта фильтрации сигнала с выхода ЦАПа: обычная без передискретизации или основанная на преобразованиях Безье и работающая с сигналом, частота дискретизации которого была повышена. Ламповый каскад можно при желании отключить. Цифровой сигнал с гаджета, находящегося в доке, подается непосредственно на ЦАП, По ин-терфейсу USB с компьютера воспроизводятся файлы размерностью не выше 24/96, однако записи 24/192 без проблем принимают оптический и коаксиальный входы.

УПРАВЛЕНИЕ

Прямой доступ к источникам с фасада — это замечательно, однако переключиться на другой фильтр можно лишь с тыловой панели, что не совсем удобно.

РЕКОМЕНДАЦИИ


Мечта любителей экспериментировать со звуком. Вообразите, какие горизонты открывает возможность придать джазовым записям ламповую теплоту а хард-рок воспроизводить с ювелирной точностью.

КОНСТРУКЦИЯ

Единственный делегат из мира крупных производителей одет в строгий классический костюм, уместный в любом интерьере. На фасаде три небольших поворотных переключателя, позволяющих отрегулировать НЧ/ВЧ-тембры и баланс. Справа от них расположен моторизованный регулятор громкости плюс еще один поворотник — для выбора одного из семи входов, среди которых есть порт USB, а также Phono-вxoд для вертушки винила (с переключателем на ММ- или МС-картридж). Кроме перечисленного, на фасад вынесены 6,3-мм выход на наушники, а также кнопки тонкомпенсации (Loudness), перехода на комплект громкоговорителей А или В, включения режима Attenuator (о нем ниже) и варианта Power Amp Direct, который превращает А-70 в усилитель мощности. Такую возможность оценят владельцы многоканальной аудиосистемы, в которой общая громкость изменяется через AV-процессор. Сзади, помимо упомянутых портов, есть коаксиальный вход цифрового аудио, нерегулируемый выход на запись и вход/ выход фирменной управляющей шины. Под капотом расположены два изолированных трансформатора с LLI-образным сердечником (один для тракта предварительного усиления, второй для каскадов усиления мощности, работающих в классе D), В основе ЦАПа лежит микросхема ESS Sabre, обрабатывающая сигнал с 32-битной точностью. Мощное шасси и дополнительные алюминиевые панели улучшают виброзащиту. Окончательную доводку (можно сказать, тюнинг) аппарата проводила всемирно известная фирма звукозаписи AIR Studios Джорджа Мартина.

ФУНКЦИИ


При воспроизведении на низкой громкости можно задействовать режим Attenuator и отрегулировать уровень с точностью порядка 0,1 дБ. С компьютера, на который установлен фирменный драйвер, усилитель воспроизводит файлы размерностью до 24/192. Есть энергосберегающий режим Auto Power Down: при более чем получасовом отсутствии входного сигнала усилитель переходит в Standby. Нажав на ПДУ кнопку Direct, можно отключить темброблоки.

УПРАВЛЕНИЕ

Активный вход индицируется на фасаде при помощи голубого светодиода под соответствующим названием (красиво, но полезно лишь человеку с орлиным зрением). Переключиться с порта USB на коаксиал можно лишь с ПДУ.

Хотелось бы рекомендовать этот аппарат владельцу качественной вертушки винила, тем более что усилителями класса D нынче оснащаются компоненты самых престижных фирм. Оценят «Пионер» по достоинству и любители негромкой музыки — тонкомпенсация и аттенюатор позволят реалистично воспроизвести любую композицию, не докучая жене.

КОНСТРУКЦИЯ

Совместная разработка британских и японских инженеров, выполненная согласно фирменной концепции сбалансированного дизайна (Balanced Design Concept), сочетающей принципы физики и электроники с инженерным искусством. Усилитель выглядит гораздо современнее предыдущей модели RA-1520: поворотные переключатели уступили место кнопкам прямого доступа, появился флуоресцентный дисплей. На фасад вынесен и порт USB А, совместимый с разнообразными накопителями вплоть до iPod/iPhone/iPad и допускающий подсоединение Bluetooth-адаптера. Задняя панель обрадует самого взыскательного потребителя: четыре несимметричных стереовхода и выход с предусилителя (фактически их два, свободный и соединенный перемычкой с выходными каскадами, что позволяет подключить эквалайзер или использовать RA-1570 в качестве мощника). Кроме того, имеются входы Phono и балансный, по два коаксиальных и оптических цифровых порта, USB В, а также множество служебных портов: RS-232, вход внешнего ИК-датчика, пара выходов релейного сигнала 12 В и гнездо управляющей шины Rotel Link. Усилительный тракт собран на дискретных компонентах аудиофильского качества и запитывается от тороидального трансформатора через накопительные конденсаторы T-Network, обеспечивающие большие мгновенные токи. Выходные каскады работают в классе АВ, т.е. с высоким КПД. В качестве цифро-аналогового преобразователя используется первоклассная микросхема Wolfson WM8740. Два набора винтовых акустических клемм позволяют подключать пару комплектов громкоговорителей (или один по схеме bi-wiring).

ФУНКЦИИ


При подключении к компьютеру RA-1570 способен с ходу принимать файлы 24/96, а если на PC установить специальный драйвер, начнут воспроизводиться записи с частотой дискретизации 192 кГц. Регулируется тембр как низких, так и высоких частот, предусмотрен и очень важный в данном случае режим отключения всех цифровых цепей и превращения усилителя в чисто аналоговое устройство.

УПРАВЛЕНИЕ

На фасаде из тертого алюминия нет ни одной лишней детали. Обеспечивается прямой доступ к входам (соответствующая рабочая зона расположена под дисплеем), при этом название активного источника индицируется на дисплее. Кнопка включения и регулятор громкости подсвечиваются.

Аппарат раскроет потенциал практически любого стереокомпонента (за исключением дорогой вертушки винила, требующей тщательной настройки фонокорректора под ММ- или МС-картридж) и выявит благодаря расширенному диапазону рабочих частот все преимущества записей высокого разрешения.

КОНСТРУКЦИЯ

В нынешнем году фирма ТЕАС отмечает 60-летие, но, судя по очаровательному компоненту, предоставленному в групповой тест, выходить на пенсию не собирается. С шириной всего 290 мм этот усилитель смотрится на удивление гармонично даже в одиночестве, без других компонентов линейки Reference, к которой принадлежит (см. №5, 2013, стр. 56), благодаря идеальным пропорциям, а главное, стрелочным индикаторам, которые делают его похожим на портативный магнитофон, популярный у журналистов лет 30—40 назад. Ностальгия по настоящему? Под капотом находится модуль усилителя класса D, разработанный престижной норвежской компанией ABLETEC. Он питается от тороидального трансформатора через выпрямитель на малошумящих барьерных диодах Шоттки. Асинхронный USB-порт и ЦАП организованы на качественных микросхемах (соответственно Tenor ТЕ8802, обеспечивающая передачу сигнала с низким джиттером, и BurrBrown РСМ5102, поддерживающая 32-битный поток). Усилитель для наушников представляет собой отдельный узел на двух операционниках (по одному на канал, что, по заверениям разработчиков, повышает качество звучания). Сзади всего два линейных стереовхода, зато столько же коаксиальных плюс оптический и гнездо USB В. Служебные порты (управляющей шины, релейного сигнала 12 В и пр.) отсутствуют.

ФУНКЦИИ


Помимо входов/выходов, на тыловой панели имеется тумблер режима Auto Power Save, переводящего усилитель в Standby, при длительном (более получаса) отсутствии сигнала на входе. Яркость подсветки стрелочных индикаторов регулируется. Но это все игрушки, а если всерьез, то не забудьте загрузить на ваш РС/Мас драйвер с сайта ТЕАС, иначе компьютер откажется работать с усилителем по USB-шине даже при попытках воспроизвести фай-лы размерностью ниже 24/192.

УПРАВЛЕНИЕ

Благодаря обозначениям на ободке регулятора громкости уровень выходного сигнала можно установить с точностью до 1 дБ. Прямого доступа к входам нет, они выбираются путем перебора при помощи поворотного переключателя, а метка USB-порта служит своеобразнрй межой: поворот рукоятки влево от нее выводит на цифровые входы, вправо — на аналоговые.

Не только превосходный компаньон для компьютера, но и достойный кандидат на главную роль в полномасштабной стереосистеме, поскольку способен раскачать даже напольные АС (кроме самых капризных), А его необычная внешность (идеально аппарат гармонирует лишь с собратьями по линейке Reference) может стать оригинальным штрихом интерьера вашей гостиной.

ИЗМЕРЕНИЯ

Audio Analogue Fortissimo

К собственно усилительному тракту претензий немного (как говорится, что обещано, то и дано). На 80 и 1000 Гц измеренная мощность превосходит
заявленную (зато на верхах она уменьшается в процентном отношении больше, чем у всех остальных участников теста). На последнем месте усилитель оказался и по коэффициенту демпфирования, так что к выбору акустики необходимо подойти с максимальной тщательностью. Между тем по разделению каналов
аппарат вышел на первое место. Неоднозначно проявил себя и встроенный ЦАП: при самой высокой неравномерности АЧХ он имеет рекордно низкие дисбаланс и нелинейные искажения.

Nad C375BEE DAC

По неравномерности АЧХ усилителя аппарат занимает второе место в тесте (с 0,3 дБ, а этой величиной можно пренебречь). Даже на 96 кГц амплитуда уменьшается всего на 0,5 дБ. Выходные каскады опять же стали первыми по мощности, так что третий в подборке коэффициент демпфирования недостатком считать не стоит, тем более что в абсолютном выражении он не так уж мал (59 ед.). Аналоговые регуляторы тембров отличаются высокой симметричностью и эффективны во всем регулируемом диапазоне. Уровень разделения каналов — хороший. ЦАП обладает самым высоким КНИ в подборке и заметной неравномерностью АЧХ.


Peachtree iNova


Усилительный тракт этого аппарата выдает сравнительно невысокую мощность (70 Вт/кан.), занимая предпоследнее в подборке место. Коэффициент демпфирования также невелик, поэтому рекомендуем выбирать чувствительные АС (впрочем, любители лампового звука к подобным вердиктам давно привыкли; наконец, их должно окрылить то, что усилитель Peachtree выдает сигнал с наименьшим в подборке КНИ). Встроенный ЦАП работает прекрасно: неравномерность АЧХ и нелинейные искажения близки к самым низким по тесту. И если у него наиболее высокий дисбаланс по каналам, то это не беда (разницу в 0,3 дБ вы не услышите).

Pioneer A-70


Измеренная мощность оказалась на четверть больше заявленной, поэтому в стереорежиме усилитель выдает около 2x70 Вт, что выводит его на четвертое место в подборке. Вкупе с довольно значительным коэффициентом демпфирования (63 ед.) это позволяет ему эффективно работать даже с напольниками. АЧХ тоже не вызывает нареканий — заметное падение амплитуды выходного сигнала наблюдается только на частотах выше 50 кГц. Уровень взаимопроникновения низок. КНИ встроенного ЦАПа больше, чем у большинства соискателей. но в абсолютном выражении невелик. К сожалению, АЧХ ЦАПа обладает очень значительной неравномерностью (8 дБ).

Rotel RA-1570


АЧХ усилительного тракта почти образцо-вая. Придраться можно лишь к значительной асимметрии регуляторов тембра, но кто поль¬зуется ими в наши дни? Неравномерность в области 20—20 000 Гц меньше 1 дБ, и даже на 95 кГц падение амплитуды не превыша¬ет 2 дБ (третье место среди соискателей). По уровню разделения каналов и мощности Rotel уступает только лидерам (Audio Analogue и NAD соответственно), при этом измеренная мощность у него выше заявленной на 10%. Коэффициент демпфирования примерно ра¬вен среднему по тесту. У встроенного ЦАПа самый низкий КНИ, да и остальные параметры близки к рекордным в подборке.

Teac AI-501DA


Паспортная мощность точно равна измерен-ной, однако усилители работают в классе D, поэтому при нагружении обоих каналов она не уменьшится и заявленные 2x45 Вт на ко-лонки поступят. Это самый низкий показатель в подборке, однако от миниатюрного аппара¬та большего ждать не приходится. Впрочем, у него максимальный по тесту коэффициент демпфирования, так что в выборе акустики владелец не окажется стеснен. КНИ чрезвы¬чайно низок, а по неравномерности АЧХ аппа¬рат занимает первое место. ЦАП преуспел не во всем: при низких дисбалансе и нелиней¬ных искажениях он выдает АЧХ, обладающую большой неравномерностью.


РЕЗУЛЬТАТЫ


Поскольку в тесте участвовали представители разных ценовых категорий, мы не оце¬нивали их по критерию качество/цена. Отсюда и отсутствие официального победи¬теля. Приз симпатий получают NAD за наилучшее звучание и ТЕАС, очаровавший наших экспертов сочетанием бюджетной доступности с незаурядной внешностью.

И теперь я постиг тайну музыки, понял, почему она на голову выше всех остальных искусств: дело в ее бестелесности. Стоит ей отделиться от инструмента, она снова принадлежит сама себе. Она — обретшая независимость сумма звуков, невесомая, бестелесная, совершенно чистая и пребывающая в полной гармонии со Вселенной

Вальтер Моэрс. «Город мечтающих книг»


Большинство людей воспринимает звук, воспроизводимый сопровождающими нас каждый день устройствами - ноутбуком, смартфоном, наушниками или акустической системой - как конечный продукт. Не задумываясь о том, что этот звук можно улучшить, сделать его по-настоящему «живым», насыщенным и красивым. Музыка должна вдохновлять, радовать, приносить чувство успокоения или наполнять энергией - в зависимости от музыкальных предпочтений и настроения слушателя. Но прежде чем говорить о совершенствовании звука, стоит разобраться с технической стороной вопроса. Двумя техническими устройствами, отвечающими за качество звука, являются ЦАП и усилитель .

Современный ЦАП изнутри

Сначала стоит разобраться, что такое ЦАП. Это цифро-аналоговый преобразователь, то есть устройство, преобразующее цифровой сигнал в аналоговый звук. На жестких дисках компьютеров и на аудио дисках материал хранится в цифровом виде, а колонки и наушники воспроизводят звук из аналогового сигнала. Следовательно, где-то между носителем информации и конечным устройством воспроизведения должно произойти цифро-аналоговое преобразование, то есть конвертация нулей и единиц в электрические импульсы. Оно может происходить в звуковых картах, в проигрывателях, в ресиверах или в mp3-плеерах, потому что все эти устройства как раз и имеют встроенную микросхему ЦАП. Качество получаемого на выходе аналогового звукового сигнала зависит как от используемой микросхемы ЦАП, так и от других задействованных в процессе технологий, а также от множества других факторов, в числе которых немаловажными являются качественное электропитание и сама схема устройства. Другими словами можно сказать, что ЦАП является «мозгом» любого аудио тракта. Различия в части цифро-аналогового преобразования - это одна из причин, по которой, одни устройства звучат лучше или хуже других.

Внешние цифро-аналоговые преобразователи, как правило, воспроизводят звук точнее, чем ЦАП, установленный в звуковых картах, бюджетных ресиверах и проигрывателях, потому что являются специализированными устройствами. ЦАП удобны тем, что могут быть подключены к любому устройству, имеющему цифровой выход, а большинство ЦАП могут подключаться и по USB. Приобретение качественного внешнего ЦАП может заметно улучшить качество звука вашей системы.

Теперь стоит поговорить об еще одном устройстве, которое непосредственно влияет на качество звука - усилителе.


Ламповый усилитель Fosgate Signature

Многие интересуются, для чего нужны отдельные усилители для наушников. Ведь почти на любой звуковой карте, ноутбуке, проигрывателе или mp3-плеере есть выход на наушники, при подключении к которому наушники работают - без всякого усилителя. В действительности, наушники способны работать со всеми перечисленными устройствами как раз потому, что большинство этих устройств уже имеют в своем составе усилительную часть перед выходом на наушники. Таким образом, неправильно считать, что кто-то использует наушники без усилителя, просто многие используют в качестве усилителя тот, что предусмотрен в их источнике звука. Какие же преимущества дает отдельный усилитель?

Считается, что назначение любого усилителя - усилить звуковой сигнал, полученный от источника, не изменив при этом его структуру, то есть, не привнося в звук ничего своего. В реальности, однако, различные усилители звучат по-разному с одной и той же аппаратурой, на одном и том же уровне громкости. Точно также и наушники звучат по-разному с различными усилителями, хотя степень этой разницы может сильно варьироваться в зависимости от конкретных наушников и усилителей. Тем не менее, разница между очень хорошим и очень плохим усилителем хорошо слышна на большинстве наушников, а наиболее массовыми представителями очень плохих усилителей для наушников являются как раз выходы большинства бюджетных проигрывателей, звуковых карт, плееров и телефонов. Другими словами, покупка отдельного качественного усилителя для наушников всегда позволяет выдать лучший звук из уже имеющихся наушников. За счет повышения силы тока в усилителе, повышается детализация и атмосфера звучания. Этот немаловажный фактор играет важную роль при прослушивании музыки, так как большое количество материала в композициях записывается на очень слабом уровне громкости (так называемые призвуки, реверберации и т.д.) и нормально услышать их можно только с помощью усилителя. Покупка отдельного усилителя зачастую является более оправданным вложением средств, нежели смена наушников на более продвинутые. Кроме того, встречаются и особенно требовательные к усилению наушники, которые без хорошего усилителя в принципе показывают очень небольшую часть своих реальных возможностей, в основном это касается высокоомных наушников (или любых наушников в паре со слабым усилителем плеера/смартфона). Рекомендуется перед покупкой послушать желаемые наушники с различными усилителями, чтобы понять, какой звук они способны выдавать и на какой уровень усиления надо рассчитывать.

Однако время не стоит на месте, производители микросхем цифроаналоговых преобразователей представляют новые чипы, с обновленными характеристиками и большей функциональностью, за ними следуют производители аппаратуры. Следуя тренду, компания Fostex представила вторую версию своего премиального ЦАПа - Fostex HP-A8mk2 на основе новой микросхемы цифроаналогового преобразования AK4490 и с другими интересными нововведениями.

Внешний вид относительно первой модели не изменился. Качество изготовления тоже на прежнем высоком уровне.

Первое же знакомство с Fostex HP-A8mk2 вызывает приятные впечатления. Корпус выполнен из граненого толстостенного алюминия черного цвета, а передняя панель - из стекла. Качество сборки очень высокое. Органы управления не люфтят и приятно нажимаются. Мягкий свет OLED-экрана, отсутствие выжигающих глаза светодиодов и чрезмерной перегруженности кнопками, строгий дизайн - всё говорит о том, что производитель с самого начала заботится о потребителе.

Регулировка громкости производится, как и положено, в децибелах с шагом 0,5 дБ. Причем громкость регулируется как на наушниковом выходе, так и на линейном.

Орган управления Input Set работает и как кнопка, и как регулятор. Можно выбрать нужный вход, а также войти в меню и настроить параметры.

На задней панели расположены всевозможные коммутационные разъемы, в том числе крайне редкие для бытовой техники Analog In и Digital Out. Но обо всем по порядку.

Производитель заявляет для устройства поддержку всех возможных форматов цифрового звука от 44,1 до 192 кГц с разрешением до 32 бит, а также DSD-потока частотой от 2,8 до 11,2 МГц. Для компьютеров Apple частота DSD ограничена 5,6 МГц, а для воспроизведения с SD-карты - 2,8 МГц.

USB-вход работает с собственным драйвером. Он имеет асинхронный режим работы, вывод в ASIO и поддержку DSD. (Асинхронный режим является стандартным требованием для всех современных ЦАПов. Он дает возможность управлять скоростью передачи на стороне приемника, принимать данные в буфер и использовать собственный качественный генератор рядом с ЦАПом.)

Также имеется слот под SD/SDHC-карту с возможностью воспроизведения с нее файлов WAV, DSF и AIFF, что не только добавляет устройству функциональности, но и делает его работу независимой.

Хочется отметить новый пульт дистанционного управления - с более удобными резиновыми кнопками и увеличенным количеством функций.

Меню предлагает богатый выбор настроек, из которых наибольший интерес вызывают те, которые непосредственно влияют на качество звука:

  • Up Sampling, возможный выбор: х1, х2, х4 - умножение частоты дискретизации перед подачей на микросхему цифроаналогового преобразователя
  • Digital Filter, возможный выбор состоит из пяти вариантов:
    • Short Dly Shap
    • Short Dly Slow
    • Sharp Roll-Off
    • Slow Roll-Off
    • Super Slow
  • MSCK Sel, возможный выбор: Dir или XTAL - выбор способа синхронизации
    • Dir - синхронизация цифроаналогового преобразователя от клока сигнала, восстановленного S/PDIF-приемником
    • XTAL - использование внутреннего высококачественного клока для синхронизации ЦАПа
  • Direct, возможный выбор: On, Off - при включении режима On регулировка громкости линейного выхода неактивна, громкость всегда максимальная

Помимо USB-ASIO-драйвера производитель предлагает симпатичный и минималистичный плеер, работающий через ASIO-драйвер исключительно с продуктами Fostex. Звук при его использовании превосходный.

Если снять верхнюю крышку, то можно убедиться, что организовано внутри всё довольно грамотно.

Наушниковый усилитель и послеЦАПовый фильтр спроектированы на дискретных элементах, без применения операционных усилителей. Стабилизаторы источников питания также выполнены на дискрете. Использованные конденсаторы в аналоговых и питающих цепях - аудиофильские Nichicon Muse и ELNA. Микросхема цифро-аналогового преобразователя - это новый чип фирмы AKM, AK4490, он обладает отношением сигнал/шум 123 дБ и К Г ниже −112 дБ. Кроме того, AKM добавила еще три новых режима фильтрации звука.

Для частот, кратных 44,1 и 48 кГц, использованы отдельные кварцевые генераторы, что исключает необходимость пересчета некратных частот.

USB-контроллер выполнен на цифровом процессоре фирмы Texas Instruments TM320C55. Он имеет производительность 800 MIPS и 40-битный арифметический процессор. S/PDIF-приемник и передатчик выполнены на микросхемах AК4118. В целом входная цифровая часть обработки сигнала построена аналогично первой версии HP-A8, но имеет небольшие отличия и маркировку MK2.

Для регулировки громкости используется микросхема JRC Muses72320, в ее обвязке используются операционные усилители Muses8920 взамен предыдущих OPA604AP. По техническим параметрам они схожи, но Muses позиционируются как операционные усилители именно для звуковых применений. Кроме того, Muses8920, в отличие от OPA604, являются двухканальными, что наводит на мысль о более существенном изменении схемы, чем просто замена типа ОУ.

На линейном входе тоже есть изменения: вместо прежних LME49710NA установлена одна двухканальная OPA1642, тоже позиционируемая как ОУ для звуковых применений.

Линейный выход и ушной усилитель не претерпели изменений. Линейный выход имеет свой, независимый от ушного усилителя буфер, выполненный на дискретных элементах, что является большим плюсом, так как уменьшает влияние на звук сопротивления источника сигнала и емкостей соединительных кабелей.

Выходные мощные транзисторы ушного усилителя 2SA1930/2SC5171 применяются для построения усилителей мощностью до 20 Вт, что обеспечивает хороший запас по мощности.

Паспортные технические характеристики

  • Входы:
    • USB-порт
    • 2 оптических
    • S/PDIF
    • XLR-3 AES/EBU
    • SD-слот
    • RCA аналоговый стерео
  • Выходы:
    • 2 × Jack 6,3 мм на стереонаушники
    • RCA аналоговый стерео
    • оптический
    • S/PDIF
  • Поддерживаемые режимы работы:
    • 16/24/32 бит
    • 44,1/48/88,2/96/176,4/192 кГц
    • DSD 2,8/5,6/11,2 МГц
    • USB High Speed
  • Параметры наушникового выхода:
    • Максимальная мощность: 700 мВт на нагрузке 32 Ом
    • Гармонические искажения: менее 0,002% при 1 кГц, нагрузке 32 Ом и мощности 100 мВт
    • Допустимое сопротивление наушников: 16-600 Ом
  • Параметры линейного выхода:
    • Частотный диапазон: 10 Гц - 80 кГц при ±3 дБ
    • Гармонические искажения: менее 0,002% при 1 кГц
    • Оптимальное сопротивление нагрузки: 10 кОм
  • Потребляемая мощность: 24 Вт от сети 220 В
  • Габаритные размеры: 213×78×314 мм
  • Вес: 3,8 кг

Официальная страничка продукта:

Для измерения параметров ЦАПа был собран измерительный стенд, обеспечивающий гальваническую развязку измерительной карты от сети 220 вольт, чтобы устранить земляные петли и исключить сетевые наводки вне измеряемого устройства. Аналогичный стенд был использован для замеров первой версии HP-A8C, это значит, что результаты можно сравнивать непосредственно. Блок-схема стенда:

В качестве гальванической развязки используется плата Adnaco-S1A, измерительная плата - модифицированная Asus Essence STX с минимальным измеренным К Г =0,0002% и уровнем шума −120 дБ. Питание системы производится от аккумуляторной батареи и линейных стабилизаторов, формирующих необходимые напряжения.

Информация о USB-ASIO-драйвере:

Device: Fostex ASIO Driver
Features:
Input channels: 0
Output channels: 2
Input latency: 0
Output latency: 270
Min buffer size: 2048
Max buffer size: 2048
Preferred buffer size: 2048
Granularity: 0
ASIOOutputReady - supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - supported
88200 Hz - supported
96000 Hz - supported
176400 Hz - supported
192000 Hz - supported
352800 Hz - supported
384000 Hz - not supported
Input channels:
Output channels:
channel: 0 (Fostex USB Audio HP-A8 Out 01) - Int32LSB
channel: 1 (Fostex USB Audio HP-A8 Out 02) - Int32LSB

Через панель управления драйвером можно отрегулировать размер буфера и посмотреть текущую частоту дискретизации.

Итак, сводная таблица замеров в RMAA на частотах от 44,1 до 192 кГц:

Аналогично первой версии, видим отличные измеренные параметры на всех частотах, практически ограниченные характеристиками микросхемы ЦАП. Это подтверждает грамотность примененных технических решений и отсутствие инженерных ошибок. Кроме того, измеренные данные оказались на порядок лучше, чем указано производителем.

Спектр нелинейных искажений при частоте дискретизации 192 кГц:

Единственное отличие от первой версии, которое обращает на себя внимание, это небольшое уменьшение динамического диапазона вследствие большего уровня шума. Если обратить внимание на спектр, то видно, что уровень шума несколько поднят в диапазоне от 1 до 10 кГц. Зарождающийся горбик есть и в первой версии, но во второй он более протяженный, что и дает увеличение шума. Насколько это хорошо или плохо - судить сложно; факт в том, что до уровня шума ниже 110 дБ дотягиваются единичные устройства даже в гораздо более высокой ценовой категории, это не является определяющим фактором для качества звучания устройства.

Замеры наушникового усилителя проводились так же, но сигнал брался с выхода для второй пары ушей. Выходная мощность усилителя составляла 125 мВт при использовании 32-омных наушников в качестве нагрузки.

Как видно, параметры такие же отличные, в 5 раз лучше заявленных, причем почти не зависят от сопротивления наушников. Это подтверждает высокую перегрузочную способность ушного усилителя. Также стоит обратить внимание на низкое взаимное проникновение каналов под нагрузкой. У усилителей с маломощным источником питания этот параметр увеличивается до −70..−80 дБ, тут же все в порядке.

Ну а теперь самое интересное - рассмотрим режимы работы фильтрации Digital Filter, 5 фильтров с разными параметрами. Сам по себе цифровой фильтр (ЦФ) является неотъемлемой частью любого современного ЦАПа. В основном его функция сводится к тому, чтобы сдвинуть продукты преобразования ЦАПа в высокочастотную область, где они будут меньше влиять на полезный сигнал и смогут быть отфильтрованы более простыми (а значит, менее влияющими на звуковой, слышимый сигнал) аналоговыми фильтрами. Также функцией ЦФ является дополнительное подавление тех частот в воспроизводимом сигнале, которые, согласно теореме Котельникова, выходят за пределы рабочих при данной частоте дискретизации. Говоря простым языком, ЦФ в микросхеме ЦАП служит для того, чтобы обеспечить наиболее корректное воспроизведение полезного сигнала и фильтрацию всего, что таким сигналом не является.

Однако всё не так просто. Основным недостатком и причиной появления различных типов ЦФ в одной микросхеме является реакция самого ЦФ на импульсный сигнал. Вот что нам говорит об этом сама AKM:

В таблице представлены графики отклика микросхемы AK4490 на одиночный импульс при различных установках в ее ЦФ. Нетрудно заметить, что в одних режимах колебательный процесс за пределами импульса выражен более явно, чем в других. Это и есть реакция ЦФ на импульсный апериодический сигнал. В этом нет ничего страшного, это чисто математическое преобразование сигнала с бесконечным спектром, выходящим за пределы теоремы Котельникова и никогда не встречающимся в реальном музыкальном материале. Более того, зная отклик, можно провести обратное преобразование и воссоздать тип фильтра, через который прошел сигнал, то есть отклик фильтра напрямую связан с его характеристиками.

Оставим на время импульсную характеристику и обратим внимание на измерения АЧХ нашего Fostex при различных установках ЦФ:

И еще разок, при линейной шкале частоты:

Наглядно видно, что уменьшение выбросов после воздействия мифического импульса с бесконечным спектром происходит за счет снижения усиления фильтра на высоких частотах - грубо говоря, снижением его полосы пропускания в высокочастотной области. АЧХ фильтров Dly и Roll-Off наложились, потому что спектрально они обрабатывают сигнал одинаково, но отклик по разному распределен во временно́й области. То есть для режима с низкой задержкой (Dly) фронт импульса обрабатывается практически без искажений, зато потом следует более длинный шлейф отклика. В режиме с большой задержкой (Roll-Off) отклик на выходе появляется еще до прихода импульса и так же симметрично пропадает после. Это происходит потому, что в ЦФ находится линия задержки, сигнал которой математически обрабатывается и только после этого подается на выход цифроаналогового преобразователя. В режиме Dly эту задержку стремятся минимизировать, но для слушателя это не играет никакой роли. Какая разница, придет ли сигнал вам в уши через 0,67 мс или через 0,14 мс (для режима Dly) после запуска трека?

Зачем все это надо? Ответ для каждого может быть свой. Автор статьи считает, что здесь не последнюю роль играют маркетологи, ведь каждая новая функция повышает внимание к продукту. При этом не так очевидно, насколько она реально нужна пользователю. То есть подаем на вход ЦАПа импульс с бесконечным спектром, который математически не может быть им корректно обработан, и героически боремся с последствиями путем различных установок ЦФ. А то, что высокие частоты оказываются срезанными - ну, извините, зато импульс более-менее. Вот вся суть маркетинга: нам преподносят эквализацию как нечто совершенно новое и панацею. Инженеры-разработчики микросхем и разработчики аудиоаппаратуры вынуждены следовать по этому пути, их тут не в чем упрекнуть.

Однако тут есть и другая сторона: в некоторых случаях, для каждого конкретного человека, определенной музыки и аппаратуры может субъективно оказаться предпочтителен тот или иной фильтр. Таблица AKM пытается пролить свет на этот вопрос. Например, если вы не любите резкий звук, можете поставить режим ЦФ Super Slow с плавным спадом ВЧ, и ничего вас не будет раздражать, инструменты будут приближенными и более натуральными. В режимах с низкой задержкой Dly теоретически должны лучше звучать ударные инструменты и драйвовая музыка. Но если вам важно максимальное качество воспроизведения всех частот, тут стандартный режим Sharp Roll-Off будет безальтернативен.

Если вы беспокоитесь о реакции на импульсный сигнал - никогда ни одна уважающая себя студия звукозаписи не допустит выхода трека с частотами, которые выходят за пределы теоретически допустимого диапазона, а следовательно, все эти картинки отклика не имеют почти никакого смысла в реальной музыке. Простыми словами: если ограничить спектр тестового импульса пресловутыми 22,05 кГц, то все графики будут выглядеть почти одинаково, просто будет немного разный наклон полки импульса, что и отражается в измерениях АЧХ. Поскольку частотный диапазон музыки ограничен точно так же, гораздо более влияющим на звук будет разный спад АЧХ ЦФ, чем его импульсные характеристики вне рабочего диапазона частот.

Также интересно сравнить работу AK4399 в Fostex HP-A8C и AK4490 в HP-A8mk2 в режиме Sharp при разных частотах дискретизации:


44,1 кГц



96 кГц



192 кГц

В режиме 44,1 кГц обе микросхемы показывают практически одинаковый результат, однако с повышением частоты дискретизации у АК4399 появляется заметный спад на низких, а у AK4490 - на высоких частотах. И если спад на ВЧ у AK4490 является, скорее всего, запрограммированным, чтобы улучшить импульсные характеристики (АЧХ выше 20 кГц уже не так важна), то спад на НЧ у AK4399, скорее всего, является какой-то недоработкой чипа либо его ЦФ. В любом случае хайрез я бы предпочел слушать на AK4490, что, в общем-то, и подтвердилось в ходе прослушивания.

Несколько слов о применении Up Sampling и Digital Out. Апсемплинг выполняет две функции. Первая - добавляет «недостающие» отсчеты. За счет своего внутреннего алгоритма он старается сделать это как можно более аккуратно, «додумывает» то, что потерялось в исходном сигнале с низкой частотой семплирования. Вторая, побочная, функция - апсемплер выполняет роль дополнительного фильтра, сдвигая помехи и продукты преобразования ЦАПа в более высокочастотную, неслышимую область. Как правило, все это приводит к улучшению разборчивости звука, лучше передаются микронюансы записи, эхо, объем помещения и т. п., но только если сам ЦАП хорошо переваривает высокие частоты дискретизации.

Казалось бы, зачем ЦАПу нужен цифровой выход? А затем, что на него подается то же самое, что подается на микросхему внутреннего ЦАПа! То есть вы можете подать сигнал на S/PDIF- или USB-вход Fostex HP-A8mk2, улучшить клок с помощью настройки XTAL, увеличить его частоту в 2 или 4 раза (или оставить без изменений) и после этого подать на другой ЦАП - допустим, классом выше, но не имеющий USB. Кроме того, на S/PDIF-выходе присутствует воспроизводимый с SD-карты звук, то есть данный ЦАП может использоваться еще и как транспорт. Все это расширяет возможности использования устройства.

Прослушивание

При прослушивании использовались наушники различных известных производителей. Поскольку усилитель наушников в модели не изменился, результаты прослушивания музыки в наушниках на HP-A8mk2 практически соответствуют ощущениям от предыдущей модели HP-A8C.

Уровень громкости, выдаваемый встроенным усилителем, более чем достаточен для раскачки самых «тугих» наушников. Никаких явных провалов динамики и искажений при использовании низкоомных наушников замечено не было. Регулировка громкости аккуратная, сильной зависимости тембра от положения регулятора громкости нет. И только на совсем тихих уровнях происходит заметное снижение детальности высоких частот.

В целом качество звучания Fostex HP-A8mk2 высокое и более чем хорошее для своей цены, как при выводе звука на наушники, так и на линейном выходе. Нет перевирания тембров, звук «живой» и открытый. Позиционирование инструментов (сцена) имеется, и по своему масштабу соответствует тому, что выдают гораздо более дорогие аппараты. Субъективное восприятие звука у этого аппарата не вызывает негативных ощущений или желания слушать только какой-то конкретный стиль музыки.

Замена AK4399 на AK4490 положительно сказалось на звучании: звук стал более аккуратным и мягким, улучшилась передача тембров инструментов и особенно голоса, хотя в целом подача осталась такой же, что не может не радовать. Существенно улучшился бас - стал более рельефным. Звучание линейного выхода по тембровому окрасу и восприятию не отличается от наушникового.

Включение опции Direct отключает регулировку громкости на линейном выходе. В данном случае улучшение качества звучания более явное, чем в предыдущей модели. Появляется больше мелких деталей, эха, звучание становится свободнее. Связано ли это с установкой нового ЦАПа или изменением схемы регулятора громкости, сказать сложно, надо проводить прослушивание обоих аппаратов, а у нас такой возможности не было.

Использование Up Sampling не дает явных преимуществ. С ним звук становится мягче и аккуратнее, но в то же время высокие частоты мутнее и теряется часть динамики в звуке. Возможно, на определенной музыке (классической, например) это будет нужно, стоит проверять личные предпочтения. Стоит заметить, что AK4490 лучше «переваривает» повышенные частоты дискретизации, негативные моменты при использовании Up Sampling выражены значительно меньше, чем в предыдущей модели.

Настройки и влияние на звук Digital Filter описаны уже достаточно подробно. Выбор конкретного фильтра и окраса звука - дело личных предпочтений каждого.

MSCK Sel мы бы рекомендовали всегда ставить в положение XTAL - так гораздо лучше, особенно если источник цифры не очень высокого качества. При использовании высококачественного источника цифры субъективная разница между режимами уменьшается, но не пропадает полностью.

Принимая во внимание все вышесказанное, мы приходим к выводу, что новый Fostex HP-A8mk2 является разумной эволюцией изначально удачного продукта. Стоимость устройства составляет 84 тысячи рублей, оно является достойным конкурентом продуктов, находящихся в той же ценовой категории. Возможность использования в качестве ЦАПа, апсемплера и усилителя для наушников делают Fostex HP-A8mk2 устройством «три в одном». Современный ЦАП, поддержка всех аудиоформатов и натуральное звучание нового USB-ЦАП Fostex заслуживают пристального внимания меломанов.

USB как универсальный способ подключения самых разных по назначению устройств настолько прочно вошёл в современный быт, что стоило ожидать и появления компонентов Hi-Fi с таким интерфейсом. И это на самом деле произошло. Недавно мы протестировали цифровые конверторы, позволяющие использовать компьютер в качестве музыкального источника, а сейчас собрали и усилители с аналогичными возможностями. Их пока немного, но уже можно увидеть чёткую перспективу на будущее.

  • A-A9MK2
  • ICON 2
  • P-3000R/M-5000R

На самом деле внедрить в Hi-Fi-компонент отдельный тракт с USB несложно и совсем недорого. Ставится чип-контроллер шины, а сигнал от внешнего источника (компьютера) затем перенаправляется на встроенный ЦАП и далее через коммутатор входов подаётся в звуковой тракт. Однако такая схема выглядит логичной лишь для тех аппаратов, у которых такой ЦАП уже есть. Вот почему гнездами USB первыми обзавелись CD-проигрыватели и многоканальные ресиверы, затем - внешние конверторы. Но теперь всё чаще стали появляться и стереофонические усилители, у которых на задней панели имеется USB. Зачем аналоговому, по сути, прибору гнездо под компьютерный шнур?

Здесь стоит сразу расставить точки над «i». Некоторые производители электроники таким образом лишь оставляют для пользователя возможность программного апгрейда управления, индикации или алгоритмов процессорной обработки звучания, если такие модули есть в компоненте. По понятным причинам мы не стали включать в обзор усилители, у которых гнездо USB вообще не предназначено для передачи музыкального сигнала.

У других разработок тоже не всё так однозначно. Одни компании за счёт этого лишь расширяют функциональность своих интегральных или предварительных усилителей - USB здесь приятный, удобный, но далеко не самый главный бонус. Дескать, теперь вы можете подключить и PC, но качество звучания не регламентировано. Однако уже встречаются и такие компоненты, в которых шина USB выделена в качестве главной либо выступает наравне с традиционными аналоговыми входами. И теоретически она действительно может соперничать с любыми другими способами передачи, ведь сам протокол USB так устроен - он допускает так называемый асинхронный режим. Данные в нём предаются не в виде непрерывного потока, не защищенного от джиттера, а с проверкой целостности блоков, с обратным каналом для исправления ошибок, и лишь затем, когда на приёмном конце накапливается должный массив, он отправляется на преобразование бит в бит, как в оригинальном коде.

Именно на углублённом изучении качества передачи по USB-протоколу и выстраивалась вся методика испытаний в этом обзоре. Мы не станем расписывать функционал и внутреннее устройство каждого усилителя, а сосредоточим внимание на звучании усилителей во всех режимах и будем искать даже малейшие различия при переходе от аналогового входа к цифровому. А чтобы свести к минимуму субъективные ошибки, мы привели к «одному знаменателю» и музыкальные программы. Всё, что воспроизводилось на референсном CD-проигрывателе, было предварительно сохранено на компьютере в виде точных WAV-копий и воспроизводилось стандартным программным плеером iTunes в линейном режиме с отключёнными звуковыми и пространственными эффектами.

НАЙДЕНО УСТРОЙСТВО

«Удачной покупкой» со всех точек зрения выглядит интегральный усилитель Pioneer A-A9MK2. И цена привлекательная, и качество звучания (причём какой бы вход ни выбрали) не оставит равнодушным. У этого аппарата на борту стоит действительно классный ЦАП и правильный контроллер USB, который принимает данные от компьютера без какой-либо деградации. Даже немного жаль, что этот функционал не расширен другими цифровыми входами.

Зато всё это есть у другого японского изделия - предварительного Onkyo P-3000R. Он строг и солиден, выполнен с безупречным качеством, не имеет себе равных в плане универсальности, ведь к нему можно подключить не только компьютер, а вообще всё - от виниловой вертушки до студийного рекордера. За это, а также за душевное, подробное и очень чистое звучание, которое он показывает в паре с двухканальным оконечником Onkyo P-5000R, он и получает «Выбор эксперта».

Как ни удивил нас «цифровой» NuForce ICON 2 совершенством звучания (особенно при использовании аналоговых входов), рассматривать его в качестве полноценного хай-файного компонента не советуем. И дело тут вовсе не в его классе, гламурной внешности или в ограниченном функционале. При работе по USB он просто не сможет выдать должное звуковое давление с какими-нибудь «взрослыми» АС. Хотя для настольного аудио ICON 2 станет, пожалуй, наиболее грамотным и интересным приобретением.

Резюме для Musical Fidelity M6i будет составлено на диаметрально противоположных формулировок. В первую очередь это очень незаурядный интегральный усилитель аудиофильского уровня. Но USB здесь явно добавили по принципу «а чтоб было». По аналогу M6i даёт такой стройный, сильный, вылизанный звук, что переключение на прослушивание музыки с компьютера может слегка разочаровать.