Сафари по Лунной долине: пустыня Вади Рам. Заповедник Вади Рам (Иордания)

Одним из ярчайших эпизодов последней поездки стало посещение пустыни Вади Рам на юге Иордании. Находясь среди её красных песков и причудливых скал, мы с Тоней не могли избавиться от ощущения, как будто мы очутились на другой планете. А потом оказалось, что это было совершенно так!

Половина дня, которые мы провели, разъезжая по просторам Вади Рам оставили неизгладимые впечатления, которые вряд ли удастся передать текстом с фотографиями, но всё же я попробую...

Надо сказать, что Вади Рам появилась в планах нашей поездки почти спонтанно. Планируя путешествие в Израиль на неделю, мы решили выкроить два дня из пребывания в Тель Авиве: один на Эйлат, другой . Но где-то за неделю до отъезда друг с удивлением спросил - как мол так, вы поедете в Петру и не заглянете в Вади Рам? Спасибо, Боря! Мы переиграли планы, после чего пересекли границу в Иорданию.

1. Несмотря на то, что экскурсию в Вади Рам я организовал практически в последнюю минуту, всё прошло отлично: возле границы нас ждал таксист, который (с заездом в банкомат, чтоб снять иорданскую валюту) за полтора часа доехал до бедуинского городка Вади Рам. По дороге нам пришлось купить билеты в заповедник, по 5 динаров на человека - это где-то $7 (иорданский динар стоит $1.4!)

Его и городком то назвать трудно - это три-четыре улицы одноэтажных домиков расположенные между двумя массивами бурых резных гор.

2. В городке нас встретили Аттаяк (хозяин турфирмы, где мы заказали экскурсию) и Мухаммед, наш водитель. Цена однодневного тура была по 60 динаров с человека, и включала в себя частный джип, ночлег в лагере бедуинов, обед, ужин и завтрак. Это совсем недёшево, но, как я понял, в Иордании туристические развлечения довольно дорогие.

3. Аттаяк угостил нас чаем, и показал наше средство передвижение. Это был немолодой, но крепкий пикап Toyota, с надстроенным кузовом, оборудованным для пассажиров.

4. Кузов был сварен из металлических труб, навес создавал тень от знойного иорданского солнца. В нём находилось две обитых непонятной плюшевой тканью скамьи. В общем ехать было удобно, даже когда джип скакал по песчаным дюнам.

5. И вот мы выехали!

6. Не смотря на то, что день был жарким, в тени навеса, и на скорости, в лицо дул приятный ветерок.

7. Сразу за пределами городка началась пустыня. "Вади Рам" в переводе с арабского значит "Долина мелкого песка" - здесь действительно очень мягкий, мелкий песок. Его приятно держать в руках, он сыпется сквозь пальцы почти как жидкость.

8. Долина окружена высокими красно-коричневыми скалами, из-за чего сильно смахивает на какой-то инопланетный ландшафт.

9. Камни много тысячелетий оттачиваются местными ветрами, и приобрели замысловатые формы.

11. Очень легко было бы вообразить, что ты находишься на Марсе, но потом...

12. ...потом на глаза попадается сугубо земной зверь. Верблюды просто так расхаживают здесь по пескам. Скорее всего они не дикие, а принадлежат местным бедуинам. Впрочем, верблюды тоже выглядят как эдакие инопланетные твари...

13. Большинство времени мы ехали по пустыне в абсолютном одиночестве. Вокруг нас не было видно ни души.

14. Только следы колёс на песках напоминали, что мы здесь не одни. Таких проторенных дорожек в Вади Рам немало. Всё же это место довольно популярно среди туристов. К счастью, пустыня большая, и чаще всего других машин не видно.

15. А вот пустынный перекрёсток:

16. Иногда всё же встречаешь джип с другими туристами. Все местные машины выглядят одинаково - это такие же пикапы с надстроенными кузовами.

17. Время от времени мы видели сразу несколько машин. Это был верный знак, что мы подъезжаем к одной из местных "достопримечательностей".

18. Даже в такой красивой пустыне есть особо красивые и фотогеничные места, куда все водители свозят своих туристов. Возле таких точек всегда скопление машин - как парковка посреди песков.

19. А ещё, местные власти ставят в таких точках урны, чтоб туристы не засоряли пустыню.

20. Вот одно из таких популярных мест: глубокое ущелье в оранжевом камне, промытое за тысячелетия дождевыми водами.

21. С виду оно напоминает . Такие же красивые изогнутые линии, те же отвесные стены уходящие далеко вверх...

22. Только тут на стенах ещё и древние рисунки ранних людей. Хотя не исключено, что эти рисунки сделаны современными бедуинами, чтоб удивлять приезжих туристов.

23. Так или иначе, в отличии от Каньона Антилопы, в этом ущелье не так много народу, можно спокойно его осматривать, без того, чтоб тебя кто-то постоянно подгонял сзади. А ещё, чтоб зайти в него дальше, чем на несколько десятков метров, надо лезть вверх.

24. Этот момент Тоне очень понравился, так как она раньше занималась скалолазанием. И мне пришлось за ней лезть.

25. Мухаммед знает эту местность наизусть. Ещё бы, каждый день возить сюда туристов! Он подсказывал нам, куда лучше ставить ногу, когда мы были не уверены.

26. Только мы вышли из этого ущелья, как подъехала большая группа итальянцев на нескольких джипах. Место тут же стало ещё больше похоже на Каньон Антилопы.

27. После ущелья, Мухаммед повёз нас на большой песчаный холм. Карабкаться по нему вверх было делом нелёгким, это заняло минут десять.

28. Правда, оказалось, что верхушка у него была каменистая. С неё открывался отличный вид всей окрестной пустыни.

29. Спускаться вниз было очень весело, можно было совершать гигантские прыжки, приземляясь каждый раз в мягком розовом песке, который взлетал облачками вокруг наших ног.

30. Тоня была умнее меня, и бежала босиком. А вот мне потом пришлось вытряхивать из ботинок небольшие горы песка.

31. Ещё мы съездили сфотографироваться на "маленькой арке"...

32. ...И "большой арке". Это вроде как обязательная программа.

Если бы мы приехали с самого утра, вроде нас бы свозили на ещё несколько знаменитых точек пустыни. Но если честно, самый кайф это не точки, а ощущение ветра в лицо, когда ты гонишь на джипе по этой великолепной местности.

33. Даже сам Мухаммед не удержался, и решил в какой-то момент полихачить, высунувшись в окно машины на ходу.

34. А вот кто-то долихачился. У машины произошла какая-то поломка. В таких случаях местные бедуины помогают друг-другу с починкой, даже если это значит, что их туристы вынуждены ждать, пока работа закончится.

35. Минутка отдыха среди скал.

36. Ближе к вечеру Мухаммед привёз нас на закатную точку. Оказалось, что она тоже популярна: к нашему приезду тут уже расположилось с дюжину людей, а потом подъехало ещё несколько.

37. Впрочем места хватило на всех. Люди разбрелись по соседним холмам, и сели наблюдать за закатом группами. Солнце клонилось к горизонту, и все окрестности, и без того оранжево-красные озарились ещё и золотистым закатным светом.

"Прямо, как на Марсе," подумал я...

38. ...и тут появился человек в серебристом скафандре! Сначала я не понял в чём дело, но потом оказалось, что два туриста из Китая привезли с собой костюм космонавта специально для закатной съёмки!

39. Оказывается, не я один думаю, что пустыня Вади Рам очень похожа на Марс. Так думают и люди, которые снимают кино про Марс! Как я узнал позже, многие фильмы используют это место в Иордании в качестве локации для Красной Планеты. Самым известным, пожалуй, был фильм 2015 года "Марсианин", с Мэттон Деймоном, об астронавте, застрявшем на Марсе, который вынужден был выращивать там картошку.

Кроме роли Марса во многих научно-фантастических фильмах, Вади Рам так же "сыграл" пустынную планету Джеда в "Звёздных Войнах: Изгой-Один".

40. Так вот, по странному стечению обстоятельств, в тот же день, что мы приехали на эту закатную точку, там оказались и эти ребята из Китая, которые хотели повторить сцены из "Марсианина".

41. Любопытно, что на спине скафандра было написано "LASA" - с одной стороны, явная пародия на американскую NASA, с другой - альтернативное написание города Лхаса, столицы .

42. Я тоже решил сфотографировать этого закатного "ластронавта".

А после, когда он снял с себя скафандр, Тоня попросила его примерить - так и получилась заглавная фотография к этому посту (некоторые из вас уже видели её в моём Инстаграме неделю назад).

43. После заката мы поехали в пустынный лагерь бедуинов. Такие лагеря разбросаны по всему Вади Рам - обычно они ютятся у подножия здешних скал. Каждый оператор бедуинских туров имеет свой лагерь, и, насколько я понял, они все примерно одинаковые. Это несколько двухспальных "шатров" (на самом деле, хлипких хижин, обтянутых материалом из верблюжьей шерсти).

44. В центре пара зданий покрепче - это кухня, души и туалеты (в самих шатрах удобств нету). Конкретно в нашем лагере, продвинутые бедуины установили солнечную панель (но рядом с ней работал и генератор):

45. Вот как выглядит такой шатёр изнутри. Это маленькая комнатка с двуспальной кроватью. Две крохотных форточки тоже обиты материей, так что когда они закрыты, в помещение не проникает дневной свет. На потолке висела , и даже была одна розетка, через которую мы зарядили телефоны.

46. Проводить время в таком шатре не очень интересно. К счастью бедуины развели в лагере костёр, возле которого было очень приятно сидеть. Нам предложили чаю. На огне стояло два чайника.

"А какая между ними разница?" спросил я.

"Один с сахаром, другой - с поменьше сахара," ответили мне. Даже тот, что был "не очень сладкий" оказался довольно приторным.

Вокруг костра собралось около полдюжины мужчин, которые беседовали о чём-то своём по-арабски. И лишь Аттаяк, глава лагеря, иногда интересовался у нас нашими впечатлениями.

47. Через какое-то время к костру пришла ещё одна пара, туристы из Германии. Оказалось что этим вечером мы вчетвером - единственные гости этих конкретных бедуинов. Так как все гости были в сборе, нас пригласили ужинать. Оказалось, что ужин в прямом смысле закопан под землёй. Ребята взяли лопату и при свете мобильных телефонов начали разгребать груду песка.

48. Я помог подсветить своим фонариком, который прихватил на всякий случай. Он был куплен , и оказался гораздо ярче того, что было встроено в мобильники. Это вызвало одобрительные комментарии со стороны Аттаяка.

Бедуины расчистили песок, под которым оказалась металлическая крышка, прикрывающее бочку с приготовленной едой. Раньше её засыпали углями, а гриль с курицей и овощами поставили сверху на несколько часов. Теперь всё было готово, можно было доставать и есть.

49. Ужинали мы в отдельном большом помещении, ещё одном "шатре", нижние части стен которого были сделаны из бетона. Оно было явно рассчитано на большее количество туристов, так что нам вчетвером там было немного неуютно.

50. После ужина я вернулся к костру, прихватив компьютер. Именно здесь я написал (трудно поверить, но это было буквально накануне!) Бедуины раскурили кальян, и угостили им нас.

Это было прекрасно: костёр, кальян, чай, пустыня...

51. А когда костёр наконец потух, оказалось, что у нас над головами зажёгся ярчайший купол звёзд!

Если вы вдруг будете в тех краях, и захотите побывать в Вади Рам, могу порекомендовать лагерь Аттаяка. Его контора называется Bedouin Roads . Если встретите его, скажите, что ему передавал привет Лев, у которого он купил фонарик. ()

Сегодня Вади-Рам - это хорошо организованный туристический аттракцион, обеспечивающий существование местных жителей. Это имеет свои преимущества и недостатки. Благодаря хорошей организации экскурсий вам не придется столкнуться с непредсказуемыми обстоятельствами, которые раньше подстерегали независимых путешественников на пути в Вади-Рам.

Вади-Рам навсегда связан с именем Лоуренса Аравийского и его книгой «Семь столпов мудрости» («Seven Pillars of Wisdom») , в которой можно прочитать запоминающиеся описания здешних ландшафтов:

«Слева от нас стояла длинная каменная стена, выгнувшаяся тысячефутовой дугой к середине долины. Напротив нее, справа от нас, разорванной линией красных вершин высилась вторая такая же дуга... Вершина справа казалась выше и острее в противоположность другой стороне, где гряда гор выпрямлялась в один не такой уж высокий, но неприступный массив красноватого цвета... Присмотревшись, мы увидели, что они представляли собой не сплошные каменные стены, а высились отдельными утесами, напоминая гигантские здания, выстроившиеся по обе стороны образуемой ими улицы. Их отделяли друг от друга тенистые аллеи шириной футов в пятьдесят, а закругления и ниши, выветренные в стенах за долгие годы и расписанные поверхностными наростами и трещинами, были похожи на рукотворные архитектурные детали. Карстовые пустоты высоко в обрывистых стенах были похожи на круглые окна, другие, у самого подножия, зияли, как двери» (глава 62) .

Чтобы получить впечатления, сравнимые с теми, о которых пишет Лoyренс, вы должны провести в Вади-Рам по меньшей мере вечер, увидев закат, ночь и день целиком. Дневное путешествие из Акабы или Петры лишь в малой степени даст вам почувствовать прелесть этого места, так что выделите для его посещения хотя бы день, планируя свой маршрут.

Время, проведенное в Вади-Рам, всегда волшебно, особенно прекрасны здесь закаты и восходы. В долине удивительно много разнообразных бабочек и птиц. Если вы ляжете на спину на песок и устремите взор на возвышающуюся над вами скалу или просто в небо, единственные звуки, которые вы услышите, - это птичий щебет и легкий шум крыльев. На закате долина и окружающие ее скалы приобретают сюрреалистические очертания. При луне они выглядят устрашающе.

Сюда можно приехать как на внедорожнике, так и на верблюде, заплатив 2 динара с человека за въезд в охраняемую зону Вади-Рам без предварительной договоренности с туристическим центром.

На внедорожнике вы, естественно, уедете дальше, доберетесь до таких мест, как мост Бурда-Рок, за час, вместо того чтобы отправляться в ночную экспедицию на верблюдах. Маршруты внедорожников жестко контролируются с целью минимизировать ущерб окружающей среде: команда охранников патрулирует охраняемую зону площадью 720 км². Охота и мусор - всего лишь две из множества проблем. Если вы владелец внедорожника, придерживайтесь проложенных маршрутов. Для установки палаток и скалолазания необходимо специальное разрешение.

Туристический центр. Тел.: 03-209-0600. E-mail: [email protected]. Если вы приехали ненадолго (меньше чем на день) , достаточно просто прийти в центр и прибегнуть к услугам очередного гида. Если же вы хотите задержаться дольше, пришлите e-mail хотя бы за неделю; в апреле, сентябре и октябре лучше бронировать жилье заранее.

Мост Бурда-Рок

Подъем на этот естественный скальный мост - возможно, самый увлекательный из аттракционов Вади-Рам. С помощью гида вы подниметесь на мост за час и спуститесь чуть быстрее. Подъем в основном прямой, но есть несколько неожиданностей. Лучше не осуществлять его в августе после полудня и босиком - скала становится очень горячей. Оденьтесь соответственно - спуск со скалы в юбке или платье будет затруднен: подол помешает вам видеть, куда ставить ногу.

Каньон Хазади

Это узкое горное ущелье длиной около 5 км. Оно начинается от деревни Рам. Стены испещрены наскальными надписями.

Источник Лоуренса

Примерно в 1 км к югу от деревни Рам находится место, где Лоуренс, согласно легенде, купался во время Арабского восстания. В округе также много наскальных надписей.

«Семь столпов мудрости»

Это название носит гора, охраняющая вход в Вади-Рам и имеющая форму семи столпов. Она находится слева от туристического центра.

Бедуинские «Корабли пустыни»

В Вади-Рам и окрестных пустынных районах до сих пор проживает восемь основных номадийских племен. Их общая численность - 40 тысяч человек (в 1950-х годах она составляла 220 тысяч) . Многие стали полуномадийскими, ведут оседлый образ жизни. Лишь некоторые члены племени, в основном молодые мужчины, кочуют по пустыне, выводя скот на выпас. Жизнь в пустыне без верблюдов невозможна, поэтому о них всемерно заботятся. Срок жизни верблюда - около 20 лет. Они начинают размножаться в 2 года, и верблюжата появляются на свет каждую осень.

Поездка на верблюдах

Верблюд - самый экологически чистый вид транспорта для путешествий по пустыне - и, разумеется, самый традиционный. Вам предлагается весь спектр услуг: от получасовой пробной поездки до полноценного путешествия с ночевкой; но в любом случае впечатления останутся с вами намного дольше, чем боль в мышцах, о существовании которых вы даже не подозревали.

Поездка на верблюдах за последнее десятилетие перестала быть «эксклюзивным», экзотическим предложением турфирм. Сегодня в туристическом центре есть твердые расценки на экскурсии с учетом расписания и сложности маршрута. Бизнес прекрасно налажен, и ничего пугающего в этом больше нет.

Поездка на верблюдах к письменам Аламелеха

Это лучшая из коротких поездок на верблюдах, которые вам предложат; как и все остальные, она начинается от деревни Рам.

Ее протяженность 6 км, продолжительность около 2 часов. Неторопливой рысцой вы доедете до северного края деревни (1 км) , где стоит Набатейский храм.

Набатейский храм (Nabatean Temple)

Итальянские археологи раскопали руины этого храма, практически полностью погребенного под слоем песка. Он датируется I в. н. э., эпохой Аретаса IV, и был построен на руинах храма богини Аллат. Итальянцы также раскопали в 1980-1986 гг. несколько доисторических бедуинских жилищ.

Глядя отсюда на правую стену ущелья Рам, вы заметите группу из пяти деревьев, примерно в 800 м от руин храма. Это источник Айн-Шеллала.

Айн-Шеллала (Ain Shellalah)

Спешившись, вы можете взобраться по груде камней со дна долины до самой расщелины, где из скалы бьет источник. Вода здесь прекрасная: чистая и прохладная даже в разгар лета; это лучший источник в Вади-Рам. Продолжайте двигаться дальше вдоль узкого отсека Вади-Рам, держась правой стороны, обходя горы, к впечатляющему зрелищу - скале «анфас».

Письмена Аламелеха (Alameleh inscriptions)

На этой скале сохранились прекрасные образцы древних, доисторических надписей - изображения верблюдов и других диких животных. Их авторами считаются люди из племени Тамуд (ныне исчезнувшего) - оно пришло сюда из Алжира и Саудовской Аравии, севера Медины. Это племя упоминается еще в текстах VIII в. до н. э. как язычники, завоеванные набатеями.

Отсюда маршрут поворачивает обратно на юг; он пролегает по живописным песчаным дюнам и вьется среди скал, приводя снова к деревне Рам.

• Туры на Новый год по всему миру
  • Сотрудники патруля пустыни Вади-Рам носят, пожалуй, самую колоритную униформу на всем Ближнем Востоке. Длинное одеяние «диш-даш» цвета хаки перехвачено ярко-красным патронташем, на поясе - кинжал, в руках - винтовка, на голове - традиционный красно-белый платок иорданских бедуинов (скуфия).

Как добраться до Вади-Рам

До Вади-Рам легко добраться на авто или такси из Аммана : выехав на юг по «Шоссе Пустыни» или по живописной «Царской дороге». Поездка занимает от 4 до 6 часов, в зависимости от выбранной дороги.

Из Акабы , наоборот, необходимо держать курс на север, тогда до Вади-Рам можно будет добраться менее, чем за час.

Из Акабы и Вади-Мусы (Петра) до заповедника ежедневно курсируют микроавтобусы.

Погода в Вади-Рам

При посещении Вади-Рама стоит запастись теплой одеждой. Перепады дневной и вечерней температуры составляют здесь от +32 °C до +4 °C. Средняя температура января: ночью +4 °C, днем +15 °C, июля: ночью +19 °C, днем +36 °C.

Отели Вади-Рам

В Вади-Рам можно остановиться в кемпинге, оформленном в бедуинском стиле (с удобствами и развлечениями), гостинице bed and breakfast (в деревне Рам) или палаточном лагере в «диком» месте (куда придется везти палатки и снаряжение).

Развлечения и достопримечательности Вади-Рам

Вади-Рам можно исследовать несколькими способами, лучший вариант предложат в Центре обслуживания туристов при заповеднике, где можно не только найти всю информацию, но и арендовать внедорожник с водителем-гидом. Другой вариант - нанять проводника с верблюдом.

Здесь стоит осмотреть скальный мост Бурда - самую высокую точку Вади-Рама, «Семь столпов мудрости», Лоуренсов колодец, набатейский храм, пустынные оазисы и многих других интересных мест. Путешествие на машине займет один день, на верблюде - два дня.

Бескрайние просторы пустыни Вади-Рам

Полет на воздушном шаре - незабываемый способ увидеть Вади-Рам. Полеты организуются с апреля по июнь и с сентября по декабрь. Корзина вмещает до восьми пассажиров. Шар поднимается в воздух ранним утром, когда ветры и восходящие воздушные потоки оптимальны для полета. Подробную информацию о полетах на воздушном шаре, прыжках с парашютом и полетах на сверхлегких летательных аппаратах можно получить в Королевском спортивном аэроклубе Иордании по тел.: +962 3 205 8050, факс: +962 3 205 8052.

Ежегодно в Вади-Рам, в местечке «Семь столпов мудрости» устраивается фестиваль Distant Heat («Далекое пекло»).

Поскольку Вади-Рам - заповедник, на его территории нет заведений общественного питания. Магазины и один ресторан можно найти только в Центре обслуживания туристов.

В Иорданию собрались, чтобы увидеть Петру - визитную карточку Иордании, "розовый город", высеченный в скалах, которому две с половиной тысячи лет(!). Полистав путеводители и покопавшись в интернете, поняла, что там еще очень много чего есть посмотреть - например, пустыня Вади-Рам. Для путешествия решили взять машину напрокат по прилету в аэропорт Аммана. Все отели по маршруту были забронированы в Москве через booking.com (все отели можем смело рекомендовать). Маршрут сложился такой: прилетели в Амман и на арендованной машине переехали в Мадабу (это в 30-ти км от Аммана), там остановились на 3 ночи (Mosaic City отель), откуда съездили на гору Небо (с нее Моисей увидел "землю обетованную"), Джераш (древнеримский город в 100 км к северу от Аммана, прекрасно сохранившийся, которому 2000 лет), Мертвое море, горячие источники, ну, и посмотрели саму Мадабу (город мозаик). Потом переехали в Петру, где остановились на две ночи. И затем - на Красное море с одной ночевкой в Вади-Рам.
    Первое впечатление от страны было - (скажу банальность) это НЕ ЕВРОПА:) Чего стоили только эти десятки людей в аэропорту в белых мусульманских одеждах, направляющихся в Мекку для совершения хаджа! И мы среди них. Хотя потом, путешествуя по стране, поняли, что МОЖНО! быть приверженцами разных религий и оставаться людьми по отношению друг к другу.
    В пять часов нашего первого утра на иорданской земле мы проснулись от странного пения, разлившегося над Мадабой и повторенного десятком репродукторов. То был призыв местного муэдзина к молитве. И песня эта звучала так долго и так заунывно-красиво, что мы под нее же и заснули...
    Гора Небо. К сожалению, "земля обетованная, текущая молоком и медом", скрылась от нас в дымке:(А при хорошей видимости, говорят, можно увидеть даже золотой купол Иерусалимской мечети...Интересно, есть ли такие везунчики:)...
    Джераш - огромный по площади. На его довольно беглый осмотр у нас ушло часа четыре. Там есть форум, ипподром, амфитеатр, храмы Зевса и Артемиды, остатки фундаментов византийских церквей с мозаичными полами VI века н.э. - много чего. Погода в это время года вполне комфортная (жару переношу плохо), солнце жаркое, но спасает прохладный ветер и облачка. Главное - прикрыть голову:)
    На Мертвом море заехали на несколько часов на платный пляж с душевыми, раздевалками, кафе и бассейном с пресной водой. Полежали-посидели как поплавки в маслянистой на ощупь мертвой воде, намазались целебной грязью - в общем, всячески оздоровились, будем надеяться:)
    В Хаммамат-Маин два источника. Температура воды в источнике с большим водопадом - градусов 40-45 (а в пещере за водопадом - сауна), а вот источник с водопадом поменьше - ну, с ОЧЕНЬ горячей водой, за 50 точно!, сразу не войдешь, нужно привыкнуть, ну, и долго не поплаваешь,выскакиваешь,как ошпаренный(в прямом смысле слова:))
    Погуляли по улицам Мадабы. В городе есть несколько церквей (Святого Георгия, Святых Апостолов, Иоанна-Крестителя), Археологический парк, где мозаики, которым полторы тысячи лет - буквально под ногами, что и продемонстрировал гид-иорданец: просто расковырял каменюгой грунт, где я топнула ногой - и нате вам, что-то ослепительно-бирюзовое показалось из песка - мозаика!!!
    Из Мадабы в Петру поехали по живописной Королевской дороге через огромный каньон Вади-Муджиб.
    Уже при выезде из каньона тормознули, чтобы еще раз взглянуть на этакую красоту, и попали в сети к Сами - хозяину придорожного кафе. Были накормлены завтраком из яичницы с овощным рагу (я даже записала рецепт, а Сами насыпал мне кучу каких-то приправ), напоены вкуснейшим кофе с кардамоном, одарены какими-то безделушками - в общем, были охвачены всяческим гостеприимством(которое не осталось невознагражденным:)). Отдельная гордость Сами - вполне себе действующий унитаз с потрясающим видом на каньон:)) Кстати, Сами просил найти ему русскую жену, даже дал свой e-mail. Мы обещали:)
    В Петре (вернее, в Вади-Муса - так называется городок у входа в Петру) остановились на 2 ночи в Petra Moon Hotel,чтобы целый день провести в Петре: через ущелье Сик прошли к Сокровищнице(или Казне), осмотрели т.н. Нижний город с гробницами и пещерами набатеев и по каменистой дороге поднялись наверх - к монастырю.
    Потом - пустыня Вади-Рам с одной ночевкой, и 5 ночей на Красном море на курорте Tala Bay (в нескольких км от Акабы) в арендованной квартире с персональным, можно сказать, бассейном. На территории курорта есть магазин с продуктами, несколько ресторанов, сувенирных магазинчиков, серфинг и т.д., а также 3 гостиницы: Radisson Blu Tala Bay Resort, Moevenpick Resort Tala Bay и Marina Plaza. В Moevenpick Resort Tala Bay - шикарная территория с открытыми бассейнами с джакузи, соединенных каналами. Не постояльцы отеля могут пользоваться всем этим великолепием за денежку(10 динар).
    Не любители снорклинга (это я:)) могут посмотреть на рыбок, отправившись в море на любопытном плавсредстве (см. фото). Рыбок снять не удалось - фототехника не та, а вот кое-что интересненькое в кадр попало:))
    Возвращаясь в аэропорт (отель Golden Tulip Airport Amman)по Пустынному хайвею, съездили в один из "дворцов пустыни" Каср-Амра (в 70 км к востоку от Аммана) династии Омейядов (ранний ислам,VII-VIII вв.н.э.). Фрески дворца изрядно попорчены временем и людьми (точнее, варварами) и сейчас реставрируются, но все равно производят сильное впечатление.
    Т.к. отзывов про Вади-Рам мне на сайте не попалось, решила рассказать именно про нее (в смысле, пустыню) поподробнее.
    Вади-Рам находится приблизительно в 50-ти км к северу от Акабы. Песчаные дюны белого, желто-оранжевого и красного цвета и высокие скалы из песчаника и гранита создают очень необычный ландшафт. На ночевку мы остановились в Bedouin Lifestyle Camp. Прекрасное месторасположение прямо в заповедной зоне, цивильные туалеты, душ с горячей(!) водой, тенты с кроватями - вполне комфортно. Очень приветливые и дружелюбные хозяева, вкусный ужин (и весьма необычно приготовленный) с бедуинскими песнями, плясками и играми у костра - было весело! Ночевка,включая завтрак,обошлась нам в 25 динар(1 динар приблизительно равен 1 Евро). Ужин и туры по пустыне - за отдельную плату, в зависимости от набора достопримечательностей:) Тур по пустыне (на местном джипе) продолжительный, от пейзажей захватывает дух(см.фото)По пути несколько остановок - в каньонах(большом и малом), чаепитие у бедуинов, наскальные рисунки, источник с питьевой водой, два "моста" (на них легко вскарабкаться:) Последние пару км можно проехаться на верблюдах, прикольно:) В принципе, можно все успеть за день и уехать ночевать к морю (Акаба рядом),но нам хотелось увидеть закат и ночное небо пустыни, и это того стоило. Отдельно хочу сказать про Big Bridge. Подъем на него трудный, тяжелый, местами просто рискованный, занимает около полутора часов. Последние 10 метров - это отвесная скала, что для неспортивного человека может оказаться непреодолимым без наличия хотя бы веревки (которой у нашего проводника не оказалось). Так что, если вы не любитель скалолазания - думаю, туда лезть не стоит:)
    Резюме: страна ОЧЕНЬ интересная для путешествия. Поездка получилась ФАНТАСТИЧЕСКАЯ по впечатлениям! Иорданцы приветливы и доброжелательны (излишняя назойливость, пожалуй, только в Петре: так и слышу - "...ван дина-а-ар..."). Английский - практически везде - средство коммуникации. В местах обитания коренного населения много мусора, но территории отелей - вылизаны! Местное население не употребляет алкоголь ВООБЩЕ (курят кальян), НО! алкоголь продается везде и в больших количествах(кстати, местное вино очень даже неплохое). Еда замечательная (вкус ягнятины на ребрышках не можем забыть до сих пор...:)В общем, поезжайте в Иорданию - не пожалеете!

Страницы: 1

Недавно был пост про "новое седьмое чудо света" Петра (Petra), а сегодня расскажу о пустыне Вади Рам (Wadi Rum) , которую мы посетили в рамках обычного "пакетного" тура.

Вади Рам (Wadi Rum) . Понятное дело, что тут же с Басимом договорились на поездку в Вади Рам на пятницу. Если следовать официальным путём, то вам надо приехать на своем или наемном транспорте (такси с ожиданием в три часа обойдется минимум в 40 JD) к кассам национального парка Вади Рам, выбрать там бедуина с джипом (иных способов передвижения по Вади Рам не разрешено), обговорить с ним маршрут и цену (как правило 50-60 JD), заплатить по 5 JD входного билета. Итого на троих получается 105-115 JD или $150-160. Собственно так мы и рассчитывали сделать. Но местные таксисты уже наловчились, спелись с бедуинами и предлагают "всё включено" по той же цене. Мы договорились с Басимом на $140 за стандартный двух с половиной часовой тур по пустыне. Это не дешево и не дорого. Другой таксист у отеля предлагал $150. Причем, цена на четверых будет такая же. Если хотите после тура поужинать в "бедуинской деревне", то это будет стоить еще как минимум $10 с носа.

Что мы поимели в результате: выехали в 14:00 из отеля, по пути все туристы заезжают посмотреть старый поезд. Таксист сказал, что это кусок железной дороги из Турции в Мекку, которая функционировала 300 лет назад.

// snus71.livejournal.com

Честно говоря, не знаю правда ли это, не копался в истории настолько глубоко.

К 15:00 приезжаем к малоприметному зданию, у которого стоит вот это чудо. К слову сказать, большинство средств передвижения по пустыне в таком состоянии.

Рядом тусуется молодой бедуин, который представляется как Ясин. Такси оставляем тут же, он с Басомом садится в кабину, мы залезаем в кузов и с полчаса "пилим" по шоссе собственно до въезда в Вади Рам.

// snus71.livejournal.com

Никаких билетов, само-собой, никто не покупает.

Басим запасливо притащил целый переносной холодильник колы, воды и пива. Местное пиво Petra - убойное, 10% алкоголя. Будьте осторожны, тем более по жаре.

Собственно по Вади Рам все (ну, большинство) едут по стандартному маршруту.

// snus71.livejournal.com

А вот это единственная группа на верблюдах, которую мы видели. Не думаю, что впечатления будут у них волшебные

Источник , где делать абсолютно нечего.

Красная дюна . Едем к ней

// snus71.livejournal.com

Забираться наверх лучше по краешку, ступая на камни, так как в лобовую по песку очень тяжело и неэффективно: ноги проваливаются, песок осыпается. Сверху неплохие виды.

Местные развлекаются тем, что на джипах соревнуются кто выше заедет.

Некоторые туристы приволокли с собой сноуборды и съезжают с дюны на них.

Ущелье .

Короткое, метров сто. Делать там тоже особо нечего.

Петроглифы. Древние или нет? Не знаю.

Мост . Басим пытается сделать селфи с нами на ходу

Суть моста даже не в том, чтобы постоять на нём.